МАРКИРОВКА ДИСКОВ
Этот раздел поможет вам разобраться, как маркируются диски и какие основные параметры существуют у дисков.
Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск легкосплавный (литой) или стальной (штампованный).
Например: 15 6.5 5×100 ET45 d54.1
15 - Диаметр диска в дюймах
6.5 - Ширина диска в дюймах
5×100 - Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм.
При необходимости PCD - можно рассчитать, измерив расстояние (А) между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):
У дисков с пятью крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние А нужно умножить на коэффициент 1.051.
PCD = A х 1.051
У дисков с четырьмя крепёжными болтами (или гайками):
PCD = A
ET45 - Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ) измеряется в мм. и в нашем случае он равен 45 мм.
d54.1 - Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 54.1 мм.
hump - это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса.
Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.
МАРКИРОВКА ШИН.
В этом разделе мы поможем вам разобраться, как маркируются шины и расскажем, что означают надписи на боковине шины.
Типоразмер
Он написан на боковине шины. Например: 195/65 R 15 91T
195 - это ширина шины в мм.
65 - это процентное отношение высоты профиля шины к её ширине (в нашем случае 65%). Этот параметр определяет высоту шины при данной ширине шины.
Обратите внимание, что при увеличении ширины шины, при том же значении профиля, увеличивается и высота шины.
Если этой цифры нет на боковине шины (например 195/ R 15), то это значение равно 80% и такая шина называется "полнопрофильной".
R - означает конструкцию шины (радиальная). Многие автолюбители ошибочно думают, что R - означает радиус шины. Легковых шин с диагональной конструкцией уже практически не выпускается.
15 - диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины (именно диаметр, а не радиус).
91 - индекс нагрузки шины. Это условный показатель, определяющий максимальную нагрузку на шину.
С помощью таблицы можно узнать максимальную нагрузку в килограммах, при которой производитель шины гарантирует, что шина не разрушится и будет показывать заданные заводом-изготовителем характеристики.
Индекс
нагрузки |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
Мах. Нагрузка
(в кг.) |
335 |
345 |
355 |
365 |
375 |
387 |
400 |
412 |
426 |
437 |
460 |
462 |
475 |
487 |
500 |
515 |
Индекс
нагрузки |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
Мах. Нагрузка
(в кг.) |
515 |
530 |
545 |
560 |
580 |
600 |
615 |
630 |
650 |
670 |
690 |
710 |
730 |
750 |
775 |
800 |
Индекс
нагрузки |
101 |
102 |
103 |
104 |
105 |
106 |
107 |
108 |
109 |
110 |
111 |
113 |
114 |
115 |
116 |
Мах. Нагрузка
(в кг.) |
825 |
850 |
875 |
900 |
925 |
950 |
975 |
1000 |
1030 |
1060 |
1090 |
1150 |
1180 |
1215 |
1250 |
Индекс
нагрузки |
117 |
118 |
119 |
120 |
121 |
122 |
123 |
124 |
125 |
126 |
127 |
128 |
129 |
130 |
Мах. Нагрузка
(в кг.) |
1285 |
1320 |
1360 |
1400 |
1450 |
1500 |
1550 |
1600 |
1650 |
1700 |
1750 |
1800 |
1850 |
1900 |
На некоторых шинах написано MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее стоят значения в килограммах и фунтах.
Для микроавтобусов и легких грузовиков выпускаются специальные, многослойные усиленные шины с высокими индексами нагрузки. И обозначаются в зависимости от индекса нагрузки - надписью REINFORCED (6 слоёв, усиленная шина) или буквой "С" после диаметра шины, например: 195/70 R 15 C, (8 слоёв, грузовая шина).
T - индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.
Индекс
cкорости |
J |
K |
L |
M |
N |
P |
Q |
R |
S |
T |
U |
H |
V |
VR |
W |
Y |
ZR |
Мах. скорость
км/час |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
200 |
210 |
240 |
>210 |
270 |
300 |
>240 |
Американское обозначение типоразмера
Существуют два типа маркировки американских шин.
Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы "P" (Passanger - для легкового автомобиля) или "LT" (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R 15.
И другая маркировка, которая принципиально отличается от европейской.
Например: 31х10.5 R15
31 - внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 - ширина шины в дюймах.
R - шина радиальной конструкции.
15 - внутренний диаметр шины в дюймах.
Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин.
M&S ( Mud + Snow - грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.
All Season - всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.
EXTRA LOAD – усиленная шина, способная выдерживать повышенные нагрузки, по сравнению с обычными. Иногда допустимая нагрузка указывается на самой шине – за надписью Max Load следуют две цифры: первая обозначает вес в килограммах, вторая – в фунтах. Следует подбирать такие шины, чтобы указанная цифра была на 15-25% больше массы, приходящейся на самое нагруженное колесо. На некоторых шинах рядом с индексами нагрузки и скорости могут стоять дополнительные буквенные обозначения: 195/70 R15 C 100 Р. Индексом С (Сommercial) или LT (Light Truck) обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки для использования на легких грузовиках и микроавтобусах. Индекс L (Low Section Tyre) – низкопрофильные шины.
Е4 – соответствие европейскому стандарту безопасности – Правилу №30 Европейской экономической комиссии ООН. Цифра указывает страну, где производились испытания. Пяти-, шести- или семизначное число, стоящее рядом, указывает номер сертификата, свидетельствующего о положительных результатах проверки и выданного страной, осуществлявшей проверку.
DOT – соответствие стандартам США .
REINFORSED – усиленная шинаREINFORSED – усиленная шина.
REGROOVABLE – возможность углубления протектора методом нарезки.
RETREAD – восстановленная шина.
REMOULD – наваренная шина.
Radial Steel – радиальная шина с металлическим кордом. (All Steel – цельнометаллокордная шина).
>258(три цифры со стрелочкой) – зашифрованная дата выпуска шины: изготовлена на 25-й неделе 1998 года либо 2306(четыре цифры)- 23-я неделя 2006года.см.фото 3 коллажа
MAX PRESSURE – максимальное внутреннее давление в шине, КПа .
PSI – давление воздуха в шине, соответствующее максимальной допускаемой нагрузке.
Rotation - направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) - ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) - с внутренней.
Left или Right - означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
Tubeless - бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
Tube Type - шина должна эксплуатироваться с камерой.
RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма "зонтик") - означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
Кроме обязательной маркировки на покрышках допускаются дополнительные надписи и обозначения (носящие «служебный» характер) по усмотрению изготовителя или по требованию заказчика, потребителя. Здесь способы нанесения могут быть разными. Рассмотрим некоторые из таких маркировок ниже:
Чуть ниже добавлю еще информации о том, что какая аббревиатура обозначает. Следует сразу оговориться, что модель, оптимизированная для одной марки авто, может с равным успехом использоваться на автомобилях других марок. Например, шины типоразмера 235/40R18 * (звездочка означает, что данная модель оптимизирована для BMW) может использоваться также на автомобилях Mercedes и других. Как правило, шины с такой маркировкой не имеют технических отличий. А маркировка, по большей части, нужна автопроизводителю, чтобы отметить автомобильные детали и аксессуары, использующиеся для оригинальной или вторичной комплектации автомобилей.
- * (звездочка) — шина оптимизирована для BMW
- 4PR — 6PR — 8PR (PR=PLY RATING) — шина повышенной грузоподъемности для легкогрузовых автомобилей
- A — оптимизирована для автомобилей Audi
- AGT (All Grip Traction) — всесезонная шина
- ALL SEASON — всесезонная шина
- ALL WEATHER — всесезонная шина
- AOE — шина с усиленной боковиной ранфлэт, оптимизированная для Audi
- BSS (Black Sidewall Size) — черная боковина
- BSW (Black Sidewall) — черная боковина
- BZ MO — шины для первичной комплектации Mercedes С-класса
- CD — шина произведена в Китае
- CMS (Construction Mining Service) — шины для горной и строительной техники
- CORD — шина с кордом, оптимизированным для Mercedes
- CP — специальные легкогрузовые шины (Cargo) для кемперов (домов на колесах)
- CSR (CONTISUPPORTRING) — шина с технологией ранфлэт (используется в Continental)
- DSST (DUNLOP SELF SUPPORTING TECHNOLOGY) — шины с технологией ранфлэт (DUNLOP)
- E — используется только в продукции Dunlop, означает, что шина была изготовлена специально для первичной комплектации.
- EL (Extra Load) — дополнительно укрепленная шина повышенной грузоподъемности.
- EMT (EXTENDED MOBILITY TECHNOLOGY) — шина изготовлена по технологии ранфлэт (Goodyear)
- F — шина оптимизирована для автомобилей Ford
- FB (Flat Base) — шина без защиты обода диска
- FL — шина с бортиком, защищающим диск от повреждений
- FP (Flat Protected) — у шины есть защитный бортик, предохраняющий диск от повреждений
- FR — шина с бортиком, защищающим диск от повреждений
- FSL — шина с бортиком, защищающим диск от повреждений
- G — шина оптимизирована для автомобилей Opel
- GRNX (MICHELIN GREEN X) — энергосберегающая экологичная шина
- HCT (Heavy Constructor Transport) — шины для тяжелой строительной техники
- HSR — шина укрепленной боковиной ранфлэт (у шин Ханкук)
- J — шина оптимизирована для автомобилей Jaguar
- JP — страна-производитель — Япония
- LCM (Logging Construction Mining) — шины для легкой, строительной и горной техники
- LI (Load Index) — индекс нагрузки.
- LPT (Low Platform Trailer) — шины для низкорамных трейлеров и прицепов
- LRO — шина оптимизирована для автомобилей Land Rover
- LT — легкогрузовая модель
- M+S, M&S — шина подходит для езды по снегу или грязи. Эта маркировка есть на всех зимних шинах в Европе.
- M3 — шина оптимизирована для автомобилей BMW M3
- MFS — шина с бортиком, защищающим диск от повреждений
- ML (Mining Logging) — шины для лесной и горной техники
- ML (mit Leiste) — на боковине есть особый выступ для защиты шины и диска от повреждений (только для шин легковых автомобилей)
- MO — шина оптимизирована для автомобилей Mercedes
- MO EXTENDED — шина с укрепленной боковиной ранфлэт, оптимизирована для автомобилей Mercedes
- MOE — шина с укрепленной боковиной ранфлэт, оптимизирована для автомобилей Mercedes
- N0 — шина оптимизирована для автомобилей Porsche
- N1 — шина оптимизирована для автомобилей Porsche
- N2 — шина оптимизирована для автомобилей Porsche
- N3 — шина оптимизирована для автомобилей Porsche
- N4 — шина оптимизирована для автомобилей Porsche
- N5 — шина оптимизирована для автомобилей Porsche
- N6 — шина оптимизирована для автомобилей Porsche
- ND (Non Directional) — не направленная шина
- NHS (Non Highway Service) — не для скоростных дорог
- OWL (Outline White Letters) — белая контурная надпись на боковине
- OWLS (Outlined White Letter Size) — белая контурная надпись на боковине
- P —белая рельефная надпись на боковине
- P (Passanger) — шина для легковых автомобилей
- RBL (Raised Black Letter) — черная рельефная надпись на боковине
- RF (REINFORCED) — шина с укрепленным каркасом и повышенной грузоподъемностью
- RFT — шина с укрепленной боковиной ранфлэт (Bridgestone)
- RO1 — шина оптимизирована для автомобилей Audi Quattro
- ROF — шина с укрепленной боковиной ранфлэт (Goodyear, Dunlop)
- RPB — шина с бортиком для защиты диска (Yokohama)
- RSA — шина произведена в Южной Африке
- RSI — шина с укрепленной боковиной ранфлэт (Nokian)
- RWL (Raised White Letter) — выпуклая белая надпись на боковине
- RWLS — выпуклая белая надпись на боковине
- S (Sound) — обозначение шума
- SAG (Super All Grip) — шины повышенной проходимости
- SL (Limited Service) — ограниченного использования
- SSR — шина с укрепленной боковиной ранфлэт (Continental)
- SST — шина с укрепленной боковиной ранфлэт (Michelin)
- SUV — в США — обозначение шины для легковых автомобилей.
- SW (Single White) — узкая белая полоска на боковине
- TL (Tubeless) — бескамерная шина
- TT (Tube Type) — камерная шина
- TWI — на шине имеется индикатор износа
- UGS (Undeground Special) — шины для использования на подземной технике
- ULW — шины с ультра-легким каркасом, произведенные специально для автомобилей Volkswagen или Audi
- VMAX — шины для автомобилей SUV-класса
- VW — шины, оптимизированные для автомобилей Volkswagen
- WLT — белые буквы на боковине
- WSS (White Sidewall Size) — белая боковина
- WW (White Wall) — белая боковина
- XL (eXtra Load) — шина с укрепленным каркасом и повышенной грузоподъемностью
- XRP — «беспрокольная» шина с укрепленной боковиной ранфлэт
- ZP — «беспрокольная» шина Michelin
В связи с широкой сертификацией систем качества наряду с сертификацией самих шин на соответствие требованиям нормативных документов, повсеместно практически всеми изготовителями шин введены различные дополнительные маркировки, идентифицирующие те или иные процессы производства, технологические операции, полуфабрикаты и сборочные единицы; личные номера рабочих-исполнителей, контролеров и т.д.
Теперь, придя в магазин или на рынок, торгующий шинами, мы прежде всего увидим на наружной поверхности покрышек (беговой дорожке протектора) ряд узких и широких разноцветных линий, по разному расположенных и разного количества, а кроме линий, даже и обозначения размеров самих шин, другие цифровые и буквенные обозначения разных цветов, расположения и размера см.фото 1, 2, 3 коллажа.
Все эти линии, цифры и буквы наносят на протекторные заготовки специальным маркировочным устройством с целью избежания перепутывания их друг с другом при сборке покрышек, а собранных – перед вулканизацией (каждая покрышка должна «попасть» в свою пресс-форму). Также с помощью цветных линий различают шины, изготовленные разными сменами, бригадами, протекторными агрегатами, сборочными станками и т.д. Так их легче учитывать, особенно при массовом производстве большого ассортимента изделий.Но это всё технические(процедурные) моменты производства шин. Для нас, покупателей, есть лишь один правильный вывод-секрет из этих всех разноцветных линий и он заключается в следующем: визуально вы должны СРАВНИТЬ любую из этих линий или даже все линии с любой канавкой протектора шины или элементами рисунка протектора. Чем симметричней эти линиии с канавкой(ами) или элементами рисунка протектора - тем шина сварена качественней и лучше отбалансируется с минимальным количеством грузиков
Маркируют заготовки покрышек и при их сборке и вулканизации. Кроме цветных полос применяют различные цветные резиновые маркировочные метки или самоклеящиеся бумажные этикетки с буквенными или цифровыми кодами сборщиков и вулканизаторщиков, датами изготовления, моделями шин, стадиями сборки радиальных покрышек и т.п.см.фото 5 коллажа
Готовые свулканизованные покрышки маркируют (обязательно) датой изготовления - оттиском от сменных вкладышей,заводским номером - оттиском от сменных жетонов. На такой покрышке дополнительно маркируют номера пресс-форм или номера индивидуальных форматоров-вулканизаторов и т.д.см.фото 4 коллажа
После проверки статического дисбаланса покрышек на боковую стенку обязательно наносят так называемую «балансировочную метку» в виде круга желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначая им легкое место покрышки.см.фото 6 коллажаПри монтаже покрышки на обод колеса эту метку необходимо совместить с отверстием в ободе, в которое вставляют вентиль камеры или вентиль бескамерной шины.
При контроле радиальных покрышек на силовую неоднородность (по показателям «колебание радиальной и боковой сил», «конусный эффект») на боковину их обязательно наносят круглые метки, аналогичные балансировочным, только красного или зеленого (иногда – синего) цветов.см.фото 7 коллажа
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИН.
В этом разделе мы дадим Вам несколько полезных советов, благодаря которым поездки на автомобиле будут более безопасны и Ваши шины (и диски) прослужат Вам дольше.
1. Новые шины необходимо "обкатывать"
При покупке новых шин, для получения от них максимальных сцепных свойств, шины нужно обкатать.
Обкатка длится примерно 200-300 км, в спокойном режиме. При обкатке старайтесь избегать резких разгонов, поворотов и торможений.
Особенно важно это при покупке зимних шипованных шин, поскольку шипы после ошиповки должны "сесть" на свои места и вероятность их вылета заметно уменьшится.
2. Берегите шины.
Долговечность шины в первую очередь зависит от правильности её эксплуатации. Срок службы одной и той же модели шины, но разных условиях может колебаться от 1-го до 4-х лет. На это влияет множество различных факторов таких как: стиль вождения автомобилем, мощность двигателя автомобиля, качество дорожного покрытия, скоростной режим и т.д. При "резкой" езде и больших скоростях, шина изнашивается намного быстрее. (К примеру, на скорости 120 км/ч шина изнашивается в два раза быстрее, чем на скорости 60 км/ч).
Особенно это касается зимних, как шипованных так и нешипованных (фрикционных) шин. Эти шины разработаны для обеспечения максимальной безопасности в суровых зимних условиях. Зимние шины гораздо мягче летних. В состав зимней шины введены специальные компоненты, которые помогают шине оставаться мягкой и эластичной при отрицательных температурах. Поэтому те нагрузки, которые могут легко выдержать летние шины, зимние шины выдерживают с трудом и изнашиваются при этом быстрее.
3. Внимательно и регулярно осматривайте шины
Внимательно и регулярно осматривайте шины или попросите осмотреть шины мастеров на станциях технического обслуживания или шиномонтажа.
Следите за тем, что бы на вентиле был колпачок, он защищает ниппель от грязи и пыли.
Посторонние предметы, торчащие в шине, (гвозди или другие острые предметы) могут нарушить её герметичность. Особенно это опасно при движении, когда их вылет влечёт за собой резкую потерю давления в шине.
Небольшие трещинки на боковой поверхности шины говорят о старении шины и потери её эластичности.
Пузыри на боковине шины (грыжи) свидетельствуют о необратимом нарушении внутренней конструкции шины (обрыве армирующих волокон).
Внимание! |
Из шины не должно торчать деталей конструкции шины (ниток, металлической проволоки). А так же не должно быть грыж или глубоких порезов. Такие шины очень опасны для эксплуатации и подлежат утилизации. |
4. Проверяйте степень износа шины
Будьте осторожны при езде на сильно изношенных шинах в дождливую погоду, т.к. за счёт уменьшения высоты водоотводящих канавок на протекторе шины увеличивается вероятность так называемого эффекта аквапланирования. Когда автомобиль, попадая в лужу "всплывает" и теряет контакт с дорогой, что приводит к потере управляемости автомобилем. Так же, при сильном износе шины увеличивается вероятность прокола шины.
5. Проверяйте давление в шинах
Оно должно соответствовать давлению, рекомендуемому заводом-изготовителем автомобиля.
Внимание! |
Проверять давление нужно только на "холодных" шинах, т.е. до начала движения, поскольку при движении шины нагреваются, и давление в них возрастает. |
Слишком высокое давление в шинах делает автомобиль жёстче. При этом увеличивается нагрузка на подвеску автомобиля и становится неравномерным износ самой шины. Так же ухудшается управляемость, поскольку шина деформируется и уменьшается пятно контакта шины с дорогой.
Слишком маленькое давление ведёт так же к неравномерному износу шины и сильно увеличивается вероятность "пробоя" шины и повреждения диска. Ухудшается управляемость, машина начинает "плавать" по дороге.
6. Храните шины в защищённом от солнечного света и атмосферных воздействий месте
Для сезонного хранения шин желательно использовать специальные полиэтиленовые пакеты. Шины, упакованные в пакеты медленнее "стареют" поскольку меньше подвержены атмосферным воздействиям и разрушительному солнечному излучению и прослужат вам дольше.
|